Внеблоковый статус Украины: слабость или новые возможности?

23 декабря 2016 года будет ровно 2 года как Верховная Рада отменила внеблоковый статус Украины. Сотрудничество с НАТО стало одним из принципов внешней политики Украины, вспоминает юрист и общественный деятель Александр Соловьев.
Надо отметить, что за такое решение проголосовали 303 депутата при 226 минимально необходимых, т.е. так называемое "конституционное большинство".
Внеблоковый же статус Украины был однозначно прописан в Законе об Основах внешней и внутренней политики. В 11 статье этого документа говорилось, что Украина является внеблоковым государством, которое проводит открытую внешнюю политику и стремится к сотрудничеству со всеми партнерами, но избегая зависимости от отдельных государств, групп или международных структур.
Проголосованный парламентом два года назад законопроект 1014-3/2014 внес именно в эту статью предложение, в котором говорится, что основным принципом внешней политики Украины становится углубление сотрудничества с Организацией Северо-Атлантического договора с целью достижения критериев, необходимых для членства в этой организации.
Целью этого законопроекта было создание, якобы, дополнительного механизма обеспечения суверенитета, защиты территориальной целостности и независимости Украины.
На следующий же день после этого решения, Генсек НАТО Ян Столтенберг назвал условие вступления Украины в Альянс. "Украинцы должны пойти на серьезные реформы, организовать борьбу с коррупцией, создать госаппарат, прежде, чем подавать заявку на вступление в НАТО".
По его словам, сам Альянс не намерен "проявлять инициативу" в этом вопросе. В завершение Столтенберг подчеркнул, что подготовка страны к НАТО займет не меньше 6 лет.
Он также напомнил, что, согласно уставных документов НАТО Украине для вступления в Альянс необходимо однозначно решить все территориальные проблемы.
Отдельно следует отметить, что в Уставе НАТО напрямую не сказано, что страны, имеющие на своей территории военные конфликты, не могут вступить альянс. Тем не менее, государства, находящиеся в состоянии войны и заявляющие о спорных территориях, практически не имеют шансов стать членами Альянса.
Об этом прямо говорится в Статье 1, которая в переводе первоначальной редакции Договора от 1949 года  звучит следующим облазом: "Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН."
Прошло два года. Что изменилось в отношении НАТО к Украине?
Наше государство по-прежнему втянуто в изнурительный военный конфликт и по-прежнему в одиночестве пытается обеспечить свою безопасность от внешней агрессии и давления. Да, некоторая международная помощь Украине все-таки перепадает - и от правительств Канады, и от США, и от Польши, и от Литвы и даже от Израиля, но НАТО куда больше пользуется ситуацией в Украине для своих интересов, чем, собственно, помогает "своему эксклюзивному партнеру", о чем уже давно подписаны множество рамочных договоров, в т.ч. и в рамках ОБСЕ. Центр НАТО получил уникальную возможность приобщиться к практическому изучению тактики и стратегии современных "гибридных" конфликтов на примере Украины, доступ к колоссальному объему разведывательной информации о традиционном конкуренте и потенциальном противнике в лице России, особенно, в условиях приближающегося и весьма вероятного в обозримом будущем континентального и, даже,  глобального военного кризиса, о котором предупреждают многие европейские и заокеанские аналитики.
Насколько нужна Украине такая "игра в одни ворота"? При этом, реально побаиваясь "демпинга" со стороны нашей обнищавшей страны в различных отраслях военно-технического сотрудничества, как, в частности, в авиалогистике и производстве широкого спектра компонентов к летальным и нелетальным видам вооружений, страны НАТО уже устраивают различные "картельные сговоры", дабы ограничивать казалось бы вполне взаимовыгодные отношения с Украиной, иногда даже подыгрывая в этом "гнусному Путину-агрессору", покупая более дорогую продукцию оборонной промышленности России, не смотря на международные санкции.
Вывод один, такие важные для государства вопросы должны решаться исключительно на референдуме.
Только граждане Украины должны принимать решение: вступать Украине в НАТО или наше государство должно иметь внеблоковый статус, который в нынешних условиях сложился "де-факто", не глядя на все попытки это изменить "де-юре" со стороны правительства Украины.
Более того, в Украине совершенно отсутствует информация о том, насколько бюрократизированы отношения в самом Северо-Атлантическом Альянсе, где США хоть и играют ведущую роль, но формально ограничены множеством громоздких процедур согласования и принятия решений, что неимоверно затрудняет оперативное взаимодействие с НАТО даже в тех европейских странах, что в силу разных причин не являются членами Альянса, как, например, Королевство Швеция, Швейцария, Австрия, Финляндия и Ирландия.
Что говорить об Украине, если пробемы взаимодействия имеют вышеназыванные страны, среди которых даже члены-основатели Евросоюза, что, имея особые отношения с НАТО, в т.ч. в аспектах коллективной безопасности, членами Альянска никогда не были, рассчитывая в вопросах обороноспособности своей страны преимущественно на себя и свои силы?
Ведь, во внеблоковом статусе Украина сама может определять глубину своего сотрудничества в оборонной сфере, без оглядки на рекомендации и корпоративные интересы 19 стран НАТО, способных в противном случае заблокировать подписание выгодного Украине соглашения, к примеру, с Китаем, Пакистаном или Индией. А для того, чтобы модернизировать свою страну и, в частности, сектора ее безопастности и обороны до уровня НАТО совсем не обязательно вступать в Альянс, тем более это физически невозможно даже в ближайшее десятилетие.

"Украинский ПОЛИТИК"

Related Posts
Previous
« Prev Post